Впервые в роли преподавателя я попробовал себя на третьем курса ВУЗа, давая небольшие платные занятия по разработке игр – на (ещё кое-как актуальном тогда) FPS Creator. Всерьёз же в учебной деятельностью я начал участвовать с 2016 года.
Изобретариум
Начало
К концу 2016 года мне поступило интересное предложение. Мой работодатель, крупная аэрокосмическая фирма, с давних пор был центральным предприятием Реутова (наукограда и лучшего города Подмосковья). С советских времён в городе функционировала мощная система дошкольных секций и “кружков”. Однако, как и всё советское, система эта со временем начала приходить в упадок, дробясь на несвязанные направления.
Проект “Изобретариум” был призван сгладить неровности системы дополнительного образования, объединив под одной крышей множество разнородных технических секций. Мастерские, курсы, семинары, обучающие программы для будущих инженеров, учёных и программистов – вот что было запланировано основать. Обилие программ вызывало неподдельный интерес и у детей, и у взрослых.
Под проект было заложено новое здание с фантастического уровня оснащением – от роботехнических лабораторий до лазерных станков… Но пока здание достраивалось – надо было начинать учить детей. И новому проекту требовался пилотный курс, который бы привлёк первых учеников, позволил отработать порядок проведения занятий, установил стандарты качества. И для разработки этого курса город обратился в поисках преподавателя в крупнейшую научно-исследовательскую фирму – то есть к нам 🙂
Я в то время много и активно выступал, представляя наше предприятие как молодой учёный и инженер – и руководство обратилось ко мне с предложением создать и прочитать курс по космической инженерии. Это показалось мне интересным, мы оговорили условия – и я взялся за дело.
Как заниматься с такими маленькими? Как удержать их внимание? Чем моложе аудитория – тем сложнее ей концентрировать внимание на чём-то долго. Ребёнку не объяснишь, что нужно немного потерпеть, пока не станет понятно и интересно. Его необходимо:
- Развлечь.
- Создать ощущение собственного прогресса.
- Увлечь, чтобы он вернулся.
- Не утомлять его, не задерживаясь надолго на одном предмете.
- Удержать разными честными и нечестными путями.
Я решил строить курс от модели аудитории.
Структура курса
Чего ты хочешь в 12 лет?
Ты хочешь веселиться. Ты хочешь открывать что-то новое. Ты хочешь чувствовать себя взрослым и умным. Занятие должно быть захватывающим. Всё надо потрогать, побаловаться с этим, проверить на прочность. Никаких формул, никакой нудятины. Я считаю, что то, что нельзя объяснить пятилетнему ребёнку на пальцах – это оверинжиниринг. “Космос – это интересно” – стало лейтмотивом моих занятий.
Чтобы повысить градус интереса, я решил ввести соревновательные элементы. Было введено разбиение на учебные экипажи – команды из 2-3 человек с разделением обязанностей и коллективной ответственностью. Заодно это позволило справиться с первичным дефицитом компьютеров, когда их поначалу было в 2 раза меньше, чем учащихся 🙂 Члены экипажа работали вместе, и вместе зарабатывали баллы, которые позволяли по результатам получить им особые сертификаты и рекомендации для поступления.
Обучение через деятельность. Это старый как мир, но слишком часто забываемый подход. Но какой деятельностью занять 10-летних, чтобы им было полезно и понятно? Как “потрогать” космос? Для этого я настоял на закупке двух игр – Universe Sandbox и Kerbal Space Program.
В первой мы исследовали основные космические объекты, изучали орбитальное движение, взрывали звёзды, проводили виртуальный терраформинг Марса, создавали свою маленькую вселенную. Во втором – строили свои ракеты и самолёты, запускали их и выходили на орбиту, стыковали космические станции, и даже выполняли почти настоящие лунные миссии с высадкой на поверхность! Последнюю задачу я особенно полюбил – невозможно собрать удачную ракету и успешно завершить миссию, не понимая, что именно ты делаешь. Детям вольно-невольно приходилось концентрироваться, чтобы не отстать от более успешных товарищей.
Прочие удачные находки:
- Направлять, а не управлять. Дать сначала попробовать самостоятельно. Мозг обучается, накапливая статистику успехов и ошибок – так пусть дети с энтузиазмом насовершают своих ошибок (тем более в KSP проигрывать дико весело) – а потом можно им указать на общепринятые пути решения возникших проблем. все пришедшие в голову варианты, потом рассказать как правильно и дать возможность применить знания.
- Чувство непрерывного исследования – что же будет дальше? В начале занятия ставился вопрос, который потом вместе с учащимися исследовался с разных сторон.
- Система “монстр дня”. Одно занятие – одна тема. Прошлое занятие не критично для понимания нынешнего – потому те, кто его пропустил, не скучают, а довольно быстро начинают входить в контекст.
- Вовлечение аудитории – интерактивные занятия с обсуждениями. Детям вообще противопоказаны монологи, им нужен диалог, участие.
- Отыгрыш ролевой модели конструктора и космонавта. Управляя ракетой или конструируя её, учащийся смотрел “изнутри” проблемы, вместо обычного для обучения взгляда со стороны.
- Отложенная концовка. В начале курса я начал рассказывать историю космической миссии аппарата “Хаябуса” – долгой, сложной, интересной… но каждый из эпизодов рассказы прерывался “на самом интересно месте”. А завершение истории дети услышали только на предпоследнем занятии.
- Голливудская кривая интенсивности для занятий. Наиболее эмоциональные и бурные моменты перемежаются с моментами “на подумать”, шутками-байками и небольшими отвлечениями на смежные темы.
Про курс начали появляться публикации в прессе и в новостях. Вот одна из таких:
Вы можете просмотреть программу курса и выпускную презентацию:
Скачать “Программа Изобретариума, первый год”
izob_start_program.pdf – Загружено 52 раза – 532,61 КБСкачать “Выпускная презентация Изобретариума”
izob_fin.pdf – Загружено 67 раз – 13,62 МБВторой год
Курс имел огромный успех. Про него писали в газетах, выходили сюжеты на телевидении – и в итоге, очередь на следующий набор выстроилась на два года вперёд, несмотря на решение открыть несколько групп.
Доходило до смешного. Мне на рабочее место поступил звонок от начальника службы безопасности предприятия, который желал срочно увидеть меня. Сослуживцы смотрели на меня с жалостью, а сам я успел мысленно представить весь возможный перечень моих нарушений и кар, пока шёл до пугающей двери. Но внушающий трепет начальник, оказывается, просто хотел поинтересоваться, каким образом ему записать на мой курс своего внука! 🙂
Руководство было довольно достигнутыми результатами, и курс было решено не только продолжить, но и углубить, создав для закончивших обучение программу “второго года”. На этот раз симуляторы у меня в запасе кончились, и я рассказывал основы робототехники и программирования (смотреть программу). Задачей курса была сборка модели марсохода, отражающей основные принципы конструирования подобных аппаратов.
Впрочем, это направление оказалось довольно тяжёлым – дети в этом возрасте всё ещё с трудом запоминают основы синтаксиса языков программирования, а электротехника (даже в самом упрощённом виде) едва ли умещается в голове. Тем не менее, занятия успешно шли до тех пор, пока не наступил коронавирусный карантин 2020 года – и не парализовал очную форму обучения.
Скачать “Программа Изобретариума, второй год”
izob_base_program.pdf – Загружено 52 раза – 569,46 КБЗаочный курс
Группы обоих лет обучения были переведены на заочное обучение. Это оказался интересный опыт – вольно или невольно, но мне пришлось перейти к системе, объединившей вебинары и стримы. И если с группами первого года проблем не возникло (лекционного материала было много), то второй год был на 90% ориентирован на практику.
Что делать, когда собирать роботов руками нельзя? Решение пришло неожиданно. Программирование и марсоход? А давайте-ка мы сами напишем симулятор марсохода. В качестве основы и образца была взята игра от NASA, “Curiosity Mars Rover Landing” (посмотреть можно тут). Детям был быстро прочитан “ударный курс” Unity, позволивший если ознакомиться с движком в полной мере, то хотя бы осмысленно участвовать.
Я ознакомил учеников с основами работы в Unity, программирования на C#, а также показал свой workflow по разработке моделей – мы самостоятельно собрали модель марсохода по референсам в Doga-L3 и покрыли материалами в Substance Painter. Используя физический движок PhysX, встроенный в Unity, мы реализовали “небесный кран” для спуска марсохода, систему тросов для подвеса, систему повреждений самого марсохода и спускаемого аппарата, поверхность Марса, а также варианты завершения миссии. Дети остались невероятно довольны.
Посмотреть трансляции можно здесь.
С выпускной работой курса можно ознакомиться здесь.
К сожалению, в конце 2020 года мне пришлось прекратить преподавание в Изобретариуме по причине переезда.
Лицей и инженерный класс
В 2016 году мой работодатель запустил ещё одну совместную с городом программу – инженерный класс в городском Лицее. Это класс с углублённым изучением технических дисциплин, помогающий детям интенсивно готовиться к карьере учёного или инженера. “Фишкой” класса является инженерный проект – каждый из детей за год подготавливает собственное исследование, программу, экспериментальную установку. Хорошо выполненный проект помогает не только впервые самому попробовать, как делаются такие штуки – но и выступить потом на конференциях и конкурсах, победа в которых даёт дополнительные баллы к ЕГЭ 🙂
Я, как опытный специалист, вошёл в состав группы кураторов – этаких менторов, наставников детей, помогающих им делать проекты. Вместе с учащимися, мы делаем проекты по программированию, робототехнике, микроэлектронике. Подопечных, чаще всего, не приходится выбирать, да и механизмов воздействия на детей не так уж много (кураторы не имеют административных полномочий)… но каждый год один или два моих подопечных выигрывают местные или всероссийские конкурсы 🙂
Публикации с упоминаниями (картинки являются ссылками):
Сейчас моя кураторская деятельность в Лицее продолжается. Регулярное общение с подрастающим поколением помогает лучше понимать их проблемы, способы восприятия информации и методы пробуждения интереса.